Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и гости. Сегодня я хочу рассмотреть тему «эмоциональный интеллект у детей».  В последнее время она все больше интересует родителей, и, на мой взгляд, не зря. Сейчас переизбыток информации о том, как развить умственный интеллект ребенка с пеленок. Существует масса различных методик раннего развития, а также множество авторских курсов, программ и тренингов на эту тему. Про эмоциональный же интеллект подавляющая часть родителей не знает практически ничего, да и сам термин появился лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Однако, эмоциональный интеллект у детей развивать даже важнее, чем пресловутый IQ. Ведь это такое явление, которое включает в себя умение различать, понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями тех людей, с которыми общаешься.

Посмотрев на опыт предыдущего поколения, можно увидеть, что все эмоции делились на хорошие и плохие. И если радоваться, смеяться и чувствовать себя счастливым было хорошо, то плакать, злиться или бояться было позорно. Отголоски такого воспитания я прекрасно вижу внутри своей семьи.  Я позволяю дочке поплакать, позлиться, потопать ногами и даже покричать, и не вижу ничего плохого в том, что она открыто выражает свое недовольство или признается в том, что она чего-то боится. В это же время, ее бабушка, педагог по образованию, может запросто сказать о том, что плакать не красиво, кричать и возмущаться нельзя, а боятся, например, прививок, могут только дурачки.

preschoolers

Почему же так важно развивать не только интеллект или творческие способности ребенка, но еще и необходимо уделять время на развитие детских эмоций? Плотное расписание занятий и жесткий график посещения кружков, секций и школ раннего развития вполне способно вытеснить свободную игру ребенка, не оставляет времени на задушевные разговоры или «дурачество» с родителями. Сюжетно-ролевая игра, самостоятельная деятельность, наблюдения и анализ очень важны для своевременного формирования и развития эмоций ребенка.

Некоторые исследования показывают, что эмоциональный интеллект связан также и со способностью человека чувствовать себя счастливым. Детки с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, быстро адаптируются к новым обстоятельствам, следуют принятым правилам поведения в обществе, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих одногруппников и одноклассников. Кроме этого они эффективнее решают конфликтные ситуации и проявляют меньше тревожности.

Развивать эмоциональный интеллект так же как и умственный можно с самого рождения крохи. Но, конечно, стоит учитывать возраст ребенка и средства развития эмоций. Дошкольный и младший школьный возраст будут самыми благоприятными периодами усиленных занятий с детьми. Именно в это время у ребенка совершенствуется самосознание, способности понимать других людей, умение принимать позицию собеседника и учитывать чувства и потребности окружающих людей.

Как развить эмоциональный интеллект у детей?

Самое доступное средство — это, пожалуй, чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся разными ситуациями и чувствами героев. Они могут увидеть разные точки зрения персонажей на одну и ту же ситуацию, а также книги обогащают речь ребенка и ему в будущем будет проще разобраться со своими чувствами и выразить их словами.

Общение и игры с другими детьми. Игра помогает ребенку расслабиться, а также проявить все чувства, которые он испытывает. Во время игры никто не давит на ребенка и не контролирует его поведение. В это время ребенок показывает свои истинное «я».

Для того, чтобы привить ребенку чувство ответственности необходимо привлекать его к домашним делам, вместе ходить по магазинам, предоставлять сделать самостоятельный выбор при покупке продуктов или принадлежностей для праздника.

Разговаривайте с ребенком, обсуждайте прошедший день, позволяйте ему быть самим собой в кругу семьи, дайте возможность проявить свою индивидуальность. Создайте комфортную ситуацию, для того, чтобы ребенок не стеснялся делиться своими впечатлениями и переживаниями прожитого дня.

Будьте примером для своего чада. Показывайте приемлемые и желательные модели поведения в разных жизненных ситуациях. Соблюдайте принципы позитивного воспитания.

Буду рада, если Вы поделитесь своим опытом развития эмоционального интеллекта у детей в комментариях.

26 комментариев

  1. Юльчатка

    Главное для родителей в период взросления деток — научиться слушать. Просто слушать, не перебивая, не влезая с нравоучениями. Нам, взрослым, тоже хочется высказаться, выплеснуть всё, что накипело. Так и дети. У них, правда, потребность в этом большая.
    Спасибо, Лена, за этот пост. Задумалась в очередной раз..

    • О да, слушать — это большое искусство, особенно, когда дочка бесконечным потоком рассказывает о прожитом дне, впечатлениях, мыслях или просто о чем-то болтает 🙂

  2. Думаю, родители должны просто обращать внимание на детей, уделять им больше времени, тогда и с эмоциональным интеллектом все будет в порядке. Нужно вместе с детьми смотреть мультфильмы и обсуждать их, читать книги, заниматься различными видами творчества, играть и т.д.

  3. Надежда Давыдова

    Самое главное, что нужно знать о детях — это то, что они просто маленькие люди. Так же как и взрослые, они заслуживают уважения, внимания. Им нужно очень много любви. Очень нравится мысль Макаренко: «Ребенок — это душа, данная нам на хранение»

    • Надежда, очень мудрая мысль у Макаренко. К сожалению, ни разу ее не слышала раньше.

  4. Людмила

    При воспитании детей многие молодые родители, на подсознательном уровне создают копию своего воспитания, применяя окрики, замечания, наказания. Читала про систему воспитания маленьких детей в Японии, там детям до 5 лет позволяют все, относятся к ребенку как к маленькому «богу», только после 5 лет дают понять, что можно и что нельзя. Мы же, воспитывались по системе Макаренко, который говорил, что «детей нужно воспитывать до 5 лет, а после — это уже перевоспитание»…

    • Людмила, думаю, что лучше выбирать «золотую середину». Для этого из каждой методики, теории и подхода к воспитанию лучше брать то, что созвучно именно Вам.

  5. Екатерина

    Сейчас действительно часто родители гонятся за интеллектуальным развитием, забывая о важности эмоций.
    У Ларечиной Е.В. есть замечательная книга «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка». Спасибо за статью!

  6. О да, это очень трудно — перестать оценивать эмоции. И тем не менее, научиться этому необходимо. Я пока в пути.

    • Оля, думаю все мы в пути. Очень сложно принимать все безусловно и безоценочно, особенно, когда у самого нервы на пределе.

  7. Алина - Thinking Creature

    Леночка, у тебя всегда такие хорошие статьи, очень приятно читать. Спасибо за твои мысли. Детям, как и взрослым, очень важно выражать свои эмоции, а не прятать их в мешке и носить с собой потом всю жизнь. Детям, как мальчикам, так и девочкам, нужно иногда поплакать, покричать и ногами потопать, это все так нормально. Когда детки немного подрастут, им можно объяснить, как наблюдать за своими эмоциями, как относиться к ним без осуждения, дать им просто быть, тогда они потеряют свою негативную силу над ними.
    Еще раз спасибо за твои рассуждения, Елена!!!

  8. Елена (Семейный досуг)

    Думаю, что в первую очередь , может помочь эмоциональность родителей и то, что они дают ребёнку высказаться. Потом они удивляются, восхищаются и всё: ребёнок повторит так много раз, дабы увидеть наше внимание, умилённые глаза и улыбку.

    • Елена, безусловно, родительский пример играет первоочередную роль в развитии эмоционального интеллекта у детей.

  9. Про то, как развивается (естественным образом) эмоциональный интеллект с рождения, пишет психотерапевт Сью Герхарт в своей книге «Как любовь формирует мозг ребенка».
    Она собрала все последние данные нейропсихологии, физиологии и биохимии. Читая ее у меня наконец-то сложилась целостная картинка о эмоциональном, социальном интеллекте и общем развитии человека с младенчества.

  10. Татьяна

    Спасибо, полезная статья есть над чем подумать и поразмышлять. Я и сейчас слышу от многих мам отголоски стереотипов о том, что мальчикам нельзя плакать, это по-девчачьи, девочкам капризничать или еще что-то подобное. Когда дети выражают свои эмоции, когда их понимают, и не судят за это, они, конечно же, чувствуют себя спокойней и уверенней.

    • Татьяна, вокруг очень много родителей, которые не понимают и не хотят принимать эмоции своих детей. К этому нужно идти осознанно, ну и запастись терпением.

  11. Мама на работе

    Я одна из тех, кто гналась за интеллектуальным развитием ребёнка. Но смогла остановится, и теперь мы просто живём, играем, занимаемся домашними делами — наслаждаемся жизнью.

    • Мама на работе, очень хорошо, что вы нашли время просто наслаждаться жизнью, а не гнаться за развитием интеллекта.

  12. Я стараюсь играть с ребенком в разные игры, в которых я могу и эмоции свои показать, научить его этому, и рассказывать об окружающем мире. Но самое главное, конечно, во всех этих совместных занятиях, то, что ребенок и родитель все делают сообща, помогая и дополняя друг дргуа. здесь и поддерживается тесная взаимосвязь между ними. А такой малыш обязательно вырастет и эмоциональнобогатым и интелеллектуальноразвитым! Спасибо)

    • Галина, совершенно верно, самый простой способ познакомить ребенка с разными эмоциями — это игра и собственный пример. Здорово, что у Вас все так замечательно организовано.

  13. Книги начала читать доче еще в двухмесячном возрасте. Я не психолог, но была глубоко уверена, что это дает ей новые эмоции, которые гармонизировали ее жизнь и сон. Сейчас ей год и восемь и я стараюсь действительно предоставлять ей некоторую свободу выбора: например куда пойти на улице (в какую сторону), что купить в магазине (даю ей в руки, а она кладет в корзину), если хочет со мной убираться, то только приветствую. Да и если она чего-то просит, стараюсь, чтобы это исполнялось, чтоб у нее развивалось чувство возможности достижения желаемого! Спасибо, Елена, за интересный материал!!! Очень полезно!

    • Мария, книги нужно читать с самого раннего возраста, да и детки обожают быть рядом с мамой. Замечательно, что вы понимаете своего ребенка и даете ей много разных возможностей.

      • Объясните мне, пожалуйста, для чего ребенку в 2-х месячном возрасте читать книги? Откуда это?…..вычитано? посоветовали?…. Ни один специалист, если это специалист, такого не скажет. Это конечно не во вред, но и смысла в этом нет совершенно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *