Формирование речи у детей раннего возраста и нормы речевого развития

Все заботливые и любящие родители желают для своего чада только самого лучшего. И сегодня я хочу поговорить о том, как происходит формирование речи у детей. Речь взрослых – это образец для подражания, поэтому правило номер один быть в поле зрения ребенка. Ребенок сможет увидеть Ваш рот, когда Вы говорите. На слух пытаться повторить звуки гораздо сложнее. Видя артикуляция рта родителей, кроха просто начнет копировать движения губ. Многие логопеды специально красят губы яркой помадой, для того, чтобы ребенок лучше воспринимал речевой образец.

На первом году жизни ребенок часто смотрит на лицо взрослого, и это очень хорошая возможность показывать первые звуки, которые произносятся губами — «б», «п», «м». Когда малыш подрастет, следите за тем, чтобы правильно и четко произносить все слова. Искажения слов взрослым во время формирования речи у ребенка не допустимы! Разговаривайте с ребенком, как со взрослым, даже, если Вас умиляет «неправильное» детское произношение.

2

Фразы должны быть короткими, четкими и понятными. Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным. Речь должна быть эмоционально насыщена. С ребенком нужно разговаривать с хорошо выраженной интонацией, различая вопросительные, утвердительные и побудительные оттенки.

Во время чтения нужно менять тембр речи, говоря за разных героев различными интонациями. Чтение русских народных потешек развивает чувство ритма.

Речь формируется в процессе разнообразной детской деятельности. Частенько малыш, охваченный эмоциями, начинает произносить новые слова. Ребенку необходимо знакомиться с новыми свойствами предметов. Он получает огромный положительный опыт, новые навыки и знания. Подавляя инициативу ребенка, вводя бесконечные запреты, взрослые обедняют среду и формируют безразличие ребенка к окружающему миру.

О том, как научить ребенка правильно говорить букву «Р», читайте здесь.

Позвольте малышу изредка бегать по лужам, исследовать содержимое шкатулки с мелкими вещами, «навести» порядок в папином ящике с инструментами. Радостные открытия имеют  неоценимое значение для вашего малыша.

Нормы речевого развития малыша:

  • 1-1,5 мес. – появляется гуление в виде гласных и гортанных звуков.
  • 2-3 мес. – ребенок учится управлять интонацией
  • 3-4 мес. – произносит гласные звуки, напоминающие «а», «ы», «у»
  • 6-7 мес. – пытается воспроизвести мелодику услышанной речи
  • 7-9 мес. – пытается воспроизвести услышанные звуки
  • 9-14 мес. – смотрит на знакомые предметы, которые называет взрослый
  • 12-16 мес. – выполняет знакомое действие по просьбе (машет ручкой, катает машинку, кормит куклу)
  • 14-16 мес. – повторяет короткие слова, услышанные в речи взрослого
  • К 2 годам произносит звуки «м», «б», «к», «г», «х», «п»
  • 2-2,5 года – повторяет предложения из 2-3 слов.
  • К 3 годам произносит звуки «н», «т», «д», «в», «ф»
  • 20-30 мес. – пытается петь
  • К 4 годам произносит звуки «ш», «ж», «с», «з», «ч», «щ»
  • 4-5 лет произносит звуки «л», «р»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Комментариев: 17
  1. Светлана

    Губы помадой! Здорово! вроде бы на поверхности лежит, но сама бы не дошла. Но моя мелкая жутко удивится, если увидит у меня на яркую помаду, и ее будут интересовать губы только для того, чтобы пощупать. боюсь, что первый урок у нас будет сорванным!

  2. Екатерина Л.

    спасибо Елена. Известно, что все дети рождаются с потенциально абсолютным слухом. Не зная языка, не умея говорить, они нашу речь воспринимают как музыку, улавливая мельчайшие её оттенки. Ясность главное достоинство речи!

    1. Екатерина, спасибо за информацию. Я и не знала, что потенциально у детей абсолютный слух. Возьму на заметку и буду активно развивать потенциал своей дочки.

  3. Людмила

    Моей малышке 7 месяцев, и с интересом прочитала про формирование речи у детей. спасибо!

  4. Олег

    любопытные нормативы, надо будет проверить

  5. Сергей

    Спасибо за информацию.

  6. Kraser

    А кто придумал,и когда эти нормы речевого развития?

    1. Нормы были установлены учеными, специлизирующихся на детском развитии (психологи, логопеды и т.д.). Все нормы абсолютно условны, так что отклонения на 1-2 месяца тоже считаются нормой. Каждый отдельный случай надо рассматривать индивидуально.

  7. Аделя

    Мы тоже говорим первые слова. Начали с «Алло»

  8. Анна

    Интересная статья! Особенно согласна, что с ребенком нужно разговаривать как со взрослым, чтобы он слышал правильное произношение слов и позволять ему исследовать окружающий мир! Спасибо.

  9. Владимир

    Дети индивидуальны, так что нормативы осредненнвею

    1. Владимир, согласна на все 100%. Нормы в развитии всегда очень условны. Каждую ситуацию надо рассматривать отдельно. Хотя и без норм никуда не денешься, определенный ориентир должен быть.

  10. Жанна

    Интересная информация о способах развития и формирования речи у детей.

  11. DansingKat

    А мы по нормативам не совпадаем — дочурка начала петь в 1г и 5мес. :) (на моём блоге есть видео её Первой песни — приглашаю взглянуть :) — поумиляться ). А к вышесказанному как-раз и хочу добавить — что для развития речи, памяти и словарного запаса очень сильно помогает пение. У нас это очень хорошо отразилось — малышка бо-о-олтушкой стала очень рано :) — сейчас ёй 1,7 мес — а мы общаемся уже по-полной — предложениями в 3 слова легко, и стихи/песни столбцами начинаем говорить/петь. Так что Очень советую!

    1. Спасибо за информацию:) Пение — это хорошо и весьма полезно не только для развития речи, но и слуха, и чувства ритма. Теперь буду больше внимания этому уделять :)

  12. Olga 0207

    Согласна с тем, что артикуляция взрослого должна быть ярко выраженной. А список норм (подобный висит у нас в поликлинике) меня просто смешит — ведь дети все разные!

  13. Ira101160

    Развитие речи — ответственный процесс. Главное, чтобы взрослые не сюсюкали, а красиво, грамотно говорили — детеныши ведь обезьянки — любят все повторять за взрослыми. Вот и пусть повторяют правильно!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: