Как научить ребенка играть самостоятельно?

Сегодня я бы хотела осветить вопрос о том, как научить ребенка самостоятельно играть. Как же мы, родители, можем помочь своему ребенку стать более самостоятельным, инициативным и ответственным.

С раннего детства ребенок познает окружающий мир через игру. Сначала он учится захватывать игрушки, затем манипулировать ими. С самого рождения и до исполнения ребенку 1 года, не стоит рассчитывать на то, что он будет заниматься самостоятельно. Комфортнее всего ребенок будет чувствовать себя в Вашем присутствии и именно в первый год жизни необходимо дать ребенку свое тепло, любовь и физический контакт.

Таким способом  родители, в том числе и мама, максимально удовлетворит потребность ребенка в любви и безопасности. А это поможет убрать возможные препятствия для развития самостоятельности ребенка и обеспечит условия для проявления инициативы в будущем. Чем полнее удовлетворена данная потребность, тем меньше ребенок будет отвлекаться на борьбу за мамино внимание.

uchim-rebenka-igrat

Годовалые-полуторагодовалые детки еще не могут играть игрушками такими, как кубики и машинки. Зато их очень привлекают бытовые предметы: ложки, кружки, чашки, бутылки, кастрюльки и т.д. Занятия по пересыпанию круп, стучанию ложками или открывания-закрывания крышек увлекает их надолго, причем родителям можно и не участвовать в процессе, а просто находится в поле зрения ребенка.

На третьем году жизни ребенок уже вполне может найти себе занятие по вкусу и играть самостоятельно. Но как подтолкнуть его к этому, как научить ребенка играть самостоятельно?

Продолжайте удовлетворять потребность в любви и привязанности. Для этого у Вас должно быть специальное время для общения с ребенком. В это время мама должна быть только с ребенком и не отвлекаться на посторонние дела. В течение этого времени нужно не просто поиграть с ребенком, но и сказать о том, как Вы его любите и цените его присутствие в своей жизни. Особенно важно ежедневно проявлять свои чувства, когда ребенку предстоит расставание с родителями, например, перед походом в детский сад, в какое-то другое новое и незнакомое место.

Поддерживайте его инициативу. Удивляйтесь, радуйтесь, хвалите, поддерживайте все, что ребенок делает САМ. Даже, если он что-то сделал не аккуратно, не красиво, после его деятельности придется убирать, ни в коем случае не нужно пресекать его стремление к самостоятельности.

Создайте интересную и развивающую обстановку. В зоне доступности ребенка должны находиться краски, карандаши, бумага, пластилин и прочие наборы и инструменты для творческого развития.

Поощряйте его любознательность. Не отмахивайтесь от бесконечных «почему», но и не отвечайте на все вопросы. Предоставьте ребенку самому найти ответ на вопрос, докопаться до сути.

Не старайтесь немедленно удовлетворить потребность ребенка в совместной игре и развеять его скуку. Пусть у него будет возможность поскучать, побыть в одиночестве, чтобы самостоятельно найти для себя занятие либо вообще ничего не делать. Можно сказать следующее: «Я сейчас не могу поиграть с тобой. Я никуда не уйду, я буду рядом, но играть сейчас не могу».

Внимание! Этим злоупотреблять нельзя и данный способ работает только тогда, когда родители ежедневно находят время для ребенка, чтобы побыть вместе и только с ним.

Постепенно предоставляйте ребенку все больше самостоятельности и ответственности. Пусть он принимает решения что ему одеть, что съесть, когда и с кем играть, как украсить комнату ко дню рождения, каким цветом нарисовать кошку и т.д. Чем взрослее ребенок, тем больше у него должна быть зона ответственности.

Поддерживайте в малыше хорошие побуждения. Если он не доделал что-то до конца, забыл выполнить поручение, не стоит набрасываться на него с нотациями и наказаниями. Выясните причины этого поступка и обсудите, что можно сделать, чтобы это больше не повторилось.

Акцентируйте внимание на желаниях ребенка на его устремлениях, а не на достижениях. Поддерживайте его любопытство и интерес. Доверьтесь своему малышу и его особенностям развития.

Будьте терпеливы и внимательны к своим деткам и тогда они обязательно начнут играть самостоятельно.

8 комментариев

  1. Беру на заметку… Мы никак не можем научить его играться самостоятельно.

  2. Очень актуальная тема, ребёнок не всегда может самостоятельно играть. Единственное не соглашусь, что «полуторагодовалые детки еще не могут играть игрушками такими, как кубики и машинки.» Нам полтора года у нас 7 машин, разных, покупаем, потому что он любит играть с ними и уже давно, кубики уже пройдённый этап, раньше играл, складывал, сейчас уже эта тема неинтересна ему..В полтора года они уже большие 🙂

    • Линара, не то чтобы ребенок в год не умеет играть с кубиками, просто надолго это его не занимает. Больше всего малышей в этом возрасте увлекают бытовые предметы.

  3. А так советы, очень хорошие, спасибо..

  4. Лена, спасибо за советы, буду их придерживаться. От себя хотелось бы добавить, что многое еще зависит от характера ребенка и от того, какой он в семье (первый или второй, третий). У меня старшая дочь до сих пор не умеет играть одна и постоянно зовет меня, зато младшая с 2лет уже играет самостоятельно, придумывает свои игры и правила.

    • Мария, отличное дополнение к статье. Наверняка, много зависит и от того, какой ребенок в семье.

  5. Мне показалась странным ваше утверждение, что малыш не может играть самостоятельно. Вообще, вся жизнь ребенка — это игра и только если он захочет, то включит в игру родителей или других детей.

    По факту в саду дети не играют вместе лет до 5. Они просто не умеют играть совместно. Если только их не организовывает воспитатель. Дома же ребенку не столько нужен участник в игре, сколько внимание родителей и безопасность (вы рядом и он спокоен).

    • Юлия, здесь речь шла о том, что есть детки, которым всегда требуется участие родителей. В разные возрастные периоды эта потребность то увеличивается, то снижается. Это и относится к вниманию и безопасности тоже. Эти моменты обязательно нужно учитывать.
      А дети вполне могут играть вместе уже с 3 лет. Все индивидуально и зависит от особенностей того или иного ребенка. При этом игру не обязательно должен организовывать воспитатель. В этом возрасте дети вполне сами могут придумать себе совместное занятие. Кто-то раньше проявляет интерес к сверстникам и окружающим, кто-то позже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *