Как научить ребенка самоконтролю и управлению гневом — отвечает психолог

Письмо читательницы:

«А для меня сейчас наиболее актуальная тема — развитие самоконтроля у ребенка. Ему всего 1,8. Вроде бы и рановато еще о самоконтроле говорить. Но по моим ощущениям, что-то нужно предпринять, чтобы заложить основу этого важного качества. Суть сложности в том, что сын вообще нисколько не может ждать, чтобы удовлетворить свою потребность (я говорю не о физиологии, а о желаниях — например, мне сейчас нужна эта игрушка, или я сейчас хочу съесть апельсин, или я хочу играть в ванной и т.п.). Т.е. то, что в общем-то можно было бы отложить по времени, но он требует это сию секунду. И очень сердится, если я ограничиваю его в его желаниях. Даже если это временно. Ольга»

 

Ольга, как Вы совершенно верно заметили, в возрасте 1,8 лет еще не может идти речи о развитии какого-либо самоконтроля. И то, что ребенок очень сердится, когда не может получить желаемого в ту же секунду – это абсолютная норма. В возрасте от 1 до 3 лет ребенок только учится выражать свои эмоции: тревогу, страх, удивление, злость, радость, восторг и т.д.

Ни одну из этих эмоций нельзя считать плохой или хорошей, т.к. каждая из них чему-то его учит. Задача взрослого проговаривать каждую из его эмоций, чтобы уже с малых лет ребенок учился распознавать то, что он чувствует, а по мере взросления мог уже словами сообщать про свои ощущения. Все его недовольство и капризы носят сиюминутный характер, им движут желания и порывы в данный момент времени. Относитесь к такому поведению философски 🙂

kontrol

Наберитесь терпения, постоянно разговаривайте с ним, объясняйте почему нельзя сейчас получить то-то и то-то, но немного позже это уже можно будет сделать. Например, сейчас мы пойдем гулять, а когда вернемся, ты можешь поиграть в ванной.

Запретов и каких-то ограничений должно быть по минимуму. В идеале нужно ограничивать только те действия, которые могут быть опасны для ребенка. В остальных случаях старайтесь предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности и свободу действий. Будьте рядом с ним, открывайте и изучайте окружающий мир вместе.

Придумывайте и рассказывайте малышу истории и сказки, в которых отражается суть проблемы. Это вообще самый замечательный способ для преодоления капризов для детей любого возраста. Внимание ребенка сразу переключается и он с интересом слушает про зайчиков/мишек/мальчиков/девочек, которые оказались в такой же ситуации, как и он. Например, Вам нужно, чтобы ребенок сначала пообедал, а только после этого съел апельсин/конфету/печенье.

Расскажите историю, как мышонок сначала съел печенье, и потом не захотел обедать. А раз не пообедал, то его животик начал плакать, потому, что был пустой. В итоге мышонок чуть было не пропустил веселую игру/опоздал в путешествие. Но потом он понял, что нужно быстренько накормить животик и съел весь обед, который приготовила мама.

Для развития же самоконтроля ребенку будут полезны игры с правилами. Но это уже для деток с 2,5 – 3 лет. Вот самые простые игры: собрать пирамидку по образцу: сначала нанизывать самые большие кольца, а потом поменьше; собрать последовательно красное, синее, зеленое колечко. Можно вырезать пару зеленых треугольников и один коричневый прямоугольник и собрать елочку тоже по образцу. Можно из различных геометрических фигур собирать другие фигуры. Например, из 2 или 4 треугольников собрать квадрат.

2 комментария

  1. Ольга Бардина

    Елена, спасибо за ответ! Примерно так и стараюсь поступать: справляюсь проговариванием и терпением. До сказок и игр с правилами пока не доросли, но я стараюсь пользоваться теми моментами, когда он чем-то заинтересовался, чтобы зафиксировать его внимание на чем-то (например, он любит смотреть книги — и тогда я даю ему «задания»: где мышка? где машинка? найди такое же и т.п.).
    Сказки тоже хорошая идея, но для возраста чуть постарше и не в тот момент, когда он уже ничего не видит — не слышит, а только требует.
    Еще раз спасибо!

    • Сказки это больше для профилактики, конечно, они не будут действовать в те моменты, когда ребенок уже ничего не видит — не слышит:) А вот когда капризы уже прошли, и ребенок спокоен, то вполне можно их рассказывать, даже в 1,8 лет 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *