Главная / Обучение / Как научить ребенка считать в уме в 1 классе — методика обучения и советы

Как научить ребенка считать в уме в 1 классе — методика обучения и советы

Математика зачастую даётся первоклассникам нелегко. Причин у этого несколько. Например, дитя от природы не имеет способностей к счёту (такое, действительно, встречается на практике!) или с ним недостаточно занимались с 2-3 лет. А может, малыш просто не освоил методику оперирования цифрами в уме, так как о ней не знали сами родители. Такое бывает, если дети воспитываются дома и не посещают детских дошкольных учреждений.

Но какой бы ни была причина, решить эту проблему можно и нужно. Чем раньше ребенок научится считать в уме и освоится в мире цифр, тем проще будет его дальнейшее школьное обучение, начиная с 1 класса.

3

Суть проблемы

По мнению педагогов и психологов сложности с арифметическими действиями у малышей возникают из-за особенностей психики. Детки не могут и не любят концентрироваться на неинтересной и непонятной информации.

Поэтому принудительное обучение не имеет никакого смысла – юный математик найдёт способ уклониться от выполнения заданий.

Основой занятий должна стать игра. При этом знакомить малыша с цифрами можно едва не с пелёнок.

Лучший возраст для начала обучения – это два или три года. О цифрах нужно говорить во время игр и прогулок. Например, можно выяснить, сколько машин припарковано возле магазина. Или сколько вилок лежит на обеденном столе. Ребенку всё это очень интересно, если информация преподнесена ненавязчиво, как бы между делом. Дети весьма любознательны — они с удовольствием включаются в подобные игры.

В игровой форме необходимо объяснить, что означает «больше» или «меньше». Как складываются циферки до десяти. Из чего состоит каждое число. Например, четыре фрукта – это одно яблоко и три груши (1+3), два яблока и две груши (2+2) и три яблока с одной грушей (3+1).

Все действия желательно показывать наглядно, чтобы малютка мог своими ручками пересчитать упомянутые фрукты и хорошенько запомнить, из чего складывается цифра 4.

4

Действия в уме

Счёт в уме – основа арифметики. А начинается он из подсчитывания наглядных пособий вслух. Все арифметические действия должны проговариваться вслух с возраста в 2-3 года. Этот простой приём помогает развивать мозг, который нуждается в постоянной тренировке.

Например, Глен Доман, изобретший одну из популярных методик обучения, уверен, что основа интеллекта каждого взрослого человека заложена в раннем возрасте. Учёный предлагает родителям по много раз в день показывать детям специальные карточки с точками. Со временем ребенок через зрительную память разберётся в арифметике. У этой методики масса приверженцев. Однако она не подходит занятым родителям, которые все дни проводят на работе.

Ещё один популярный способ – это использование кубиков Зайцева. Метод основан на постоянной работе со специальными таблицами. Например, первая таблица позволяет освоить действия в уме в пределах одной сотни.

Что делать первоклассникам

Выбранная игровая методика сохраняется и при поступлении малышей в 1 класс. Несмотря на то, что изменяется их социальный статус – появляются новые обязанности, растёт ответственность, они всё ещё являются детьми. А, значит, игра по-прежнему занимает важное место в детской жизни.

Если выбрана методика Зайцева, можно продолжать занятия по таблицам. Большинство ребят любит такие упражнения для мозга. В помощь мамам к набору кубиков прилагается методическое пособие и отдельный диск с песенками, которые можно напевать с малышом. Метод признан одним из лучших, так он выглядит ненавязчиво и обладает высокой эффективностью.

6

Чтобы выбрать оптимальный способ обучения, необходимо предварительно проконсультироваться с педагогом, ведущим первый класс. Затем приобрести обучающие материалы и приступить к подготовке в школу.

Использование разных методов не рекомендуется, так как в этом случае ребята начинают плохо ориентироваться в арифметике!

Современный подход

Обучение с использованием пальчиков, палочек и линейки в наши дни считается потерявшим свою актуальность. Педагоги уверяют, что это формирует привычку медленного сложения и вычитания.

5

Для быстрого счёта лучше использовать современные методики:

  • Зайцева (кубики и таблицы);
  • Домана (карточки с нанесёнными точками);
  • Полякова (кубики из цветной бумаги).

Последняя методика интересна свое дешевизной – игровой материал можно смастерить самостоятельно. Для этого изготавливаются кубики из цветного картона и коробочка с ячейками, в которые они будут помещаться. Также потребуются листки с изображением цифр. Например, мама кладёт в коробку один кубик и показывает на листке цифру «1».

После нескольких занятий коробку можно накрыть ладонью и поинтересоваться, сколько всего кубиков спряталось внутри. Например, было 2 кубика, а добавили ещё один. Не видя предметы, ребёнок вынужден определить их количество в уме, а затем озвучить вслух – это и есть основа быстрого счёта.

Необходимо соорудить несколько коробок, в которые помещается ровно по 10 кубиков. Таким наглядным способом легко пояснить, что означает слово «десяток», и научить сложению и вычитанию двухразрядных чисел.

Успех во время домашних занятий придёт быстрее, если родители вовлекут у ребят в обучение сразу несколько органов чувств.

2

Дети должны озвучивать цифры вслух, касаться руками обучающих материалов. А съедобные пособия (ягоды, фрукты, печенье) можно предложить съесть! Это весёлое, вкусное и интересное занятие запомнится первоклассникам надолго и поможет закрепить в уме полученную информацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *