Песочная терапия для детей дошкольного возраста и адаптация к детскому саду

Сегодня 1 день последнего летного месяца. Уже совсем скоро многие детки впервые переступят порог детского сада. А вот каким будет привыкание, и насколько комфортно будут чувствовать себя карапузы, во многом зависит от подготовки, которую Вы, дорогие родители, проводили, готовясь к новой жизни со своими детьми. Сегодня я хочу познакомиться Вас с педагогом-психологом челябинского детского сада Аленой Решетовой. Она согласилась написать для Вас гостевой пост, о том, как можно настроить ребенка на посещение детского сада с помощью песочной терапии. Итак, передаю слово Алене.

Здравствуйте, меня  зовут Алена Решетова, я — педагог-психолог, мне 40 лет. Работаю с детьми  дошкольного и  младшего школьного возраста. Совмещаю работу  в детском  саду  и  логопедическом  центре (осуществляю психологическое сопровождение коррекции речевых нарушений, провожу коррекцию эмоционально-личностной  сферы, работаю по  оптимизации детско-родительских отношений). Я жена  и мама:  воспитываю двух сыновей  16  и  3 лет.

В  своей  работе я использую разные  методы  и  приемы  работы, но  самым любимым мной  и  детьми, а  также наиболее эффективным  является применение песочной терапии (или  игры  в  песок). Данный  метод я  применяю не  так  давно – около двух лет, но  это именно тот  метод, который  просто не  может не  полюбиться всем: от  малыша, до  взрослого. Ведь  процесс  взаимодействия  с  песком дарит столько приятных ощущений, песок «заземляет», забирает  негативную энергию, вселяет мир  и  покой  в  душу  ребенка.

pesok-1

Песочная  терапия  широко  применяется психологами в  работе  над самыми разными  проблемами, а мне  хочется  поделиться  тем, как  я  использую этот  волшебный  метод в  таком  трудном и  очень важном процессе как  адаптация  ребенка к  условиям детского сада. Специалисты отмечают,  что от  того, как  проходит  адаптация к дошкольному  учреждению зависит не  только физическое, но  и психологическое здоровье  ребенка.

Важно отметить, что прохождение  адаптационного  периода зависит от ряда  причин, а  одной  из них является готовность  мамы (или  любого значимого для  ребенка  взрослого) отдать малыша в  детский  сад. Ведь маленький ребенок  смотрит  на  мир глазами мамы, поэтому  и  работать  нужно и  с  мамой  тоже.  Именно поэтому важной  составляющей в моей работе  по  адаптации ребенка к ДОУ являются  совместные  игры: мама-ребенок.

В  процессе  совместных игр мама  и ребенок выбирают  фигурки, которые  символизируют  их, разыгрывают с использованием других фигур (дом, деревья  и  др.) ритуал  сбора  в  детский  сад, дорогу  в  детский  сад, прощание, встречу  с  воспитателем, а  потом  «мама»  уходит на работу, а  «ребенок» остается. Данный процесс  проходит  постепенно: сначала только  на  песочном  листе, но  потом  «мама»  и  вправду начинает уходить (выходит  за  дверь моего кабинета).

pesochnaya-terapiya

После  того как мама  вышла  из кабинета, мы  начинаем разыгрывать в  песочнице все  режимные  моменты. Ведь ребенок  не знает:  а  что там, после  ухода  мамы  его ждет? Мы  проигрываем встречу  воспитателя, прогулку, обед, дневной  сон, приход мамы и  т.д. Такая  форма  работы  позволяет вселить уверенность в  маму:  с  ребенком  все будет  в порядке, а  ребенок в  свою очередь, видя  спокойствие  мамы, перестает  капризничать, эмоциональный  фон выравнивается, создается  благоприятный образ детского с ада  и  ….о чудо!…  ребенок с  удовольствием  идет  в детский  сад.

Это одно  из направлений использования песочной  терапии  в процессе  адаптации. Мои  наблюдения  показали,  что часто дети не  обращаются  за  помощью  к взрослому (воспитателю):  сидят  тихонько  в  уголочке  и  ревут или  просто молчат, но  в  душе у  них печаль. И тут  на  помощь приходят игры  в  песок! Я приглашаю несколько детей (2-3), предлагаю поиграть при помощи  фигурок в  сюжетно-ролевую игру:  «На  прогулке» (или  «Играем  в  группе») — создаю проблемную ситуацию, например, «не могу  найти игрушку (совочек)», «хочу  в  туалет»  и др. и предлагаю детям  найти  выход  из  ситуации. Как  правило, один ребенок  уж точно знает, что делать! Он  смело «подходит» (фигурка подходит)  к  воспитателю (своему  или  чужому) и  просит ему  помочь. Так, играя  в  песок, дети  обучаются  просить  помощь взрослого, а  параллельно  развиваются  и коммуникативные  навыки.

Так  плавно  мы  перешли  еще  к  одной  проблеме, влияющей на то, как  пройдет  адаптация к ДОУ – это уровень развития коммуникативных навыков. И здесь  на  помощь  приходит песочная  терапия! В  детский  сад  приходят не  только  дети младшего дошкольного возраста (именно  с  3  лет я  начинаю применять те  приемы, которые  описаны здесь), но  и дети  постарше. Дети 4  и  даже  6 лет  тоже  испытывают трудности в адаптационном  периоде, а особенно те, которые не  посещали дошкольное  учреждение, мало общались  со сверстниками. С  такими детьми все  интересней:  мы  строим миры, приглашаем  в  гости, делаем  угощение для  гостей, прокладываем  дороги  к  домам друг друга! Результат  не  замедлит себя  ждать – несколько  таких  встреч (от  5) и  ребенок  уже  не  испытывает такого дискомфорта  при  посещении ДОУ.

Итак, песочная  терапия является  таким  методом, который  позволяет повысить адаптационные возможности ребенка, снижает  психоэмоциональное  напряжение, развивает коммуникативные навыки, создает положительный  образ детского сада. Конечно, как  и  любой  метод,  песочная  терапия имеет и  свои  особенности применения:  некоторые дети не  любят  «пачкать» руки, но  это особенности  детей и  таких детей единицы (чаще  всего это результат позиции родителей: «не  пачкайся!», «что  ты грязный  как поросенок!» и  т.д.).    Удачи Вам в  применении песочной терапии в  работе  с  детьми!

Я благодарю Алену за то, что она поделилась с нами своим опытом работы с детьми и рассказала об играх, в которые можно играть и самостоятельно. У вас, уважаемые родители, еще есть время, чтобы подготовить себя и своих детей к посещению детского сада. Я надеюсь, что эта информация окажется полезной и интересной для Вас.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Комментариев: 27
  1. Ольга

    Очень полезная и актуальная для меня статья, спасибо!!!

    1. Ольга, рада что материал пригодился.

  2. Тамара

    Вспоминаю, как мы все волновались, когда внук пошел в садик. Никогда бы не подумала, что простая игра в песка малыша, песочная анимация, так влияет на психологическое состояние ребенка. Очень полезная статья для родителей, которые готовят ребенка к посещению детского сада. Если бы родители занимались с детьми по изложенной методике, не было бы моря слез и истерик утром в детском саду.

    1. Да, Тамара, арт-терапия в работе с детьми порой просто незаменима. В игре можно столько всего пережить, и хорошо подготовиться к посещению детского сада.

  3. Алена

    Елена, я благодарю Вас за возможность рассказать о своем опыте использования песочной терапии в данном направлении на Вашем сайте!
    Ольга, Тамара, спасибо за отклик!

    1. Алена, спасибо Вам за пост. Многим будет очень интересно почитать об играх с песком.

  4. Ольга Бардина

    Мне кажется, меня как маму точно надо к этому готовить :) Пока что мысль о саде кажется немного пугающей.

    1. Ольга, очень многие мамы переживают. Порой даже больше, чем сами дети :) Но не так страшен черт, как его малюют. Главное подготовку начинать заранее.

  5. Ирина

    Алена так здорово обо всем рассказывает, объясняет (и в этой статье, и у себя в блоге), что у меня уже давно вертится мысль, вот бы моему младшему попасть в садик к такому педагогу, ну хотя бы чуточку похожему на нее. Спасибо, Алена!

    1. Ирина, мне тоже нравится работа Алены. Очень грамотный и увлеченный педагог. Еще раз спасибо ей за то, что она поделилась своим опытом.

  6. Лариса

    Здорово придумано, действительно многие взрослые недооценивают песок, а ведь с ним даже мультфильмы делают. Другое дело, что песок на наших городских детских площадках сомнительной чистоты…

    1. Лариса, при желании песочницу можно и дома соорудить. Было бы желание.

  7. Алена

    Ирина, Елена, спасибо за теплые слова в мой адрес — ТАК ПРИЯТНО!

  8. Анна (Манздадер)

    Интересный способ подготовить ребенка к саду. а для малышей ясельного возраста (1,5 года) такой метод подходит? Ведь такие маленькие детки еще не умеют играть в ролевые игры.

    1. Анна (Манздарер), малышам ясельного возраста мама сама может показывать целый спектакль, а он просто будет зрителем. Ну а потом позволить ему поиграть с песком и игрушками на свое усмотрение. Песок, как уже говорила Алена, отличный материал для детей любого возраста, который забирает негативную энергию и дарит ощущения покоя и мира.

  9. Алена

    ЛАриса, дл того, чтобы использовать песок необходимо его подготовить. Я делаю так: покупаю песок на строительном рынке (есть фасовки по 20 кг) — промываю его под проточной водой в тазике, а затем прокаливаю в духовке до полного высыхания (это достаточно длительный процесс — часа 2)и только после этого предлагаю его детям.

  10. Helen Z

    Очень ценная информация, очень важная для родителей. Посещение психолога доступно не всем, а вот так поиграть с ребенком можно дома. Кстати, использовать эти приемы можно и в других ситуациях — их в детском саду ох как много появляется за все время… Спасибо, Алена!

    Про песок: у нас в СПб можно купить цветной песок. Он уже подготовлен для ребятишек. Стоит примерно 40-50 рублей за кг.
    Вот только не знаю, есть ли он в других городах.

  11. nataliigromaster

    Алёна, я бы с тобой с удовольствием поработала в паре! Увлеченные педагоги — это редкость! Удачи тебе!

  12. Алена

    Наталья, спасибо за теплые слова! Я тоже думала о таком тандеме с тобой.

  13. Кристина

    Очень классная подготовка! Я даже со свекровью поговорю, чтобы такое разыграли!

  14. Алена

    Кристина удачи Вам!

  15. Алёна

    Интересный и грамотный подход. Сразу видно, человек любит своё дело. К сожалению, я вообще о такой практике не слышала в нашем садике. Но подобное можно воспроизвести и с другими людьми (посторонними). Твит и гугл от меня.

  16. Мамочкина записная книжка

    Очень интересно. Правильно ли я поняла, что песок используется только как фон? то есть непосредственно с песком ничего не делается, а по песку только «ходят» игрушки?

  17. Алена

    В данном случае — песок — фон (модель мира — земля), но в целом само взаимодействие с песком снижает психоэмоцинальное напряжение, успокаивает ребенка. Ведь просто ставить игрушки в психологическую песочницу ребенок не будет — обязательно потрогает песочек ручками, попересыпает его и т.д.

  18. Татьяна

    Очень интересно, отдам почитать друзьям, у них как раз ребенок пошел в садик. Спасибо!

  19. Екатерина Ярусова

    Мне статья понравилась. Дочка уже давно играет «в детский сад». Но в сам сад начала ходить совсем недавно и игры у неё немного изменились. Я теперь больше слушаю во время игры, чтобы узнать, как проходит у неё время в саду. Ведь я не была в тот момент с дочкой и не могу всего знать.
    Попробую дома частично применять такую методику, чтобы облегчить адаптацию ребенка. Песочек мы уже приготовили.

  20. Гульнара

    Мне очень интересен этот метод. Я начала его изучение и хочу использовать его в своей педагогической практике.Хотелось бы узнать, как самостоятельно можно покрасить песок ? Спасибо большое.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: