Что делать, если ваш ребенок боится публичных выступлений — советы психолога

Письмо читательницы:

«Андрею (внуку) в марте уже будет 6. Активный, очень подвижный мальчик дома, в дет. саду, в среде знакомых, но как только что-то новое (войти в помещение, где нужно с кем то поздороваться, пойти в какой-нибудь кружок, зайдёт 1-ый раз кто то к нам в кв.) прячется за спину и ни за что не откликнется, не поздоровается, не пойдёт в группу заниматься. Знает много стихов, умеет читать (даже в садике, когда воспитательница, обучая остальных детей буквам, подозвала его к себе и попросила подсказывать — если кто то не отвечает — на какую букву она показывает…он бедный весь стал красный, вспотел., задёргался ..в результате спрятался за неё и расплакался). Т.е. как я понимаю и наблюдаю для него публичные выступления вызывают ужас…а нам в 2013 идти в школу. Как он выйдет к доске???

Выученный стишок он даже деду (мы вместе не живём) рассказать стесняется! Только после долгих уговоров и увещеваний согласился. В садике ему не поручают  участвовать в постановках к празднику, например, Новый год или вернее что-нибудь рассказывать . Я их понимаю. Ведь он подведёт. Не выйдет на сцену ..и спектакль испорчен…. И хотя он очень хочет получить подарок от Деда Мороза …попробуем в этом году…мы выучили уже несколько стихов на эту тему (почему несколько? что б у него был выбор) , но боюсь, что ничего не изменится, хотя ему о своих страхах я, конечно, не говорю. Что мы делаем не так? Нина.»

Насколько я поняла из Вашего описания ситуации, ребенок испытывает стресс в новых и незнакомых ситуациях: страх перед новыми людьми, перед публичными выступлениями, в новых местах. Здесь можно говорить о тревожности, которая возникает из-за определенных ситуаций.

Такая тревожность может возникать из-за потери каких-то значимых отношений, либо серьезной неудачей в важном для ребенка деле. Ситуативная тревожность вполне может перейти и в школьную, т.е. ребенок также будет  бояться отвечать у доски, сложно адаптироваться в новом коллективе. Еще одной и самой главной причиной появления такой тревожности являются отношения между детьми и родителями (ближайшим окружением).

scena-2

Частенько родители, бабушки-дедушки предъявляют ребенку завышенные требования, соответствовать которым он не может. Если родители слишком сильно озабочены тем, как и где ребенок будет продолжать обучение, какую же достойную школу для него выбрать, если для его образования приглашаются репетиторы, либо усиленно кто-то из членов семьи занимается с ним дома, то сам ребенок перенимает озабоченность родителей и старается соответствовать их ожиданиям. Потерпев несколько неудач, ребенок расстраивается и «понимает», что не в силах соответствовать тем критериям, которые предъявляются ему.

Хоть Вы и не говорите вслух то, что думаете на самом деле о своем внуке, но детки очень чутко улавливают настроение взрослых. Конечно, ни один родитель не стремится сделать своего ребенка тревожным, но вот их поступки могут свидетельствовать об обратном.

Как помочь ребенку?

Во-первых, сами перестаньте беспокоиться о его будущем. Принимайте и любите Вашего внука БЕЗОЦЕНОЧНО. Любите его всегда не зависимо от того рассказал он стих или нет, выступил на утреннике или нет. Будьте сами оптимистичны, чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка в том, что все будет хорошо.

Во-вторых, не сравнивайте ребенка с другими детьми. Забудьте про фразы типа: «Вот мальчик спел песню – получил от деда Мороза подарок, а ты не расскажешь стих – ничего от него не получишь».

В-третьих, создайте у ребенка ощущение того, что он УЖЕ успешен и он УЖЕ победитель. Тревожным деткам обязательно нужно повышать свою самооценку. В этом Вам помогут воспоминания о его увлечениях и интересах (лучше записать все его таланты на листочек). Так и Вам и ему будет проще убедиться в том, что и без публичных выступлений, он может жить полноценно и счастливо. Внук не хочет/не любит выступать на публике, ничего страшного. Не нужно постоянно напоминать ему об этом и уговаривать рассказать стишок.

Можно взять ватман и наклеить туда цветок. Серединка цветка – фотография Вашего внука, а на лепестках каждый день писать достижения и результаты прошедшего дня. Пусть ребенок сам говорит, чем он гордится. Например, построил дом, собрал машину из конструктора, сам прочитал книгу, выучил новый стих и т.д. Каждый день, получая позитивную информацию, ребенок будет приобретать уверенность в своих силах, а взрослые, которые будут помогать ему записывать достижения, установят с ребенком более тесный эмоциональный контакт.

Найдите или сделайте какой-нибудь «талисманчик», который бы помогал ему преодолеть свои страхи.

Рассказывайте стихи перед зеркалом. Так можно будет отрепетировать позу и мимику. Если ребенок чувствует напряжение, предложите ему простые упражнения на расслабление: глубокий вдох-выдох, улыбка, воспоминания о чем-то приятном. Существуют игры с детьми, направленные на снятие мышечного напряжения. Играйте с внуком ежедневно.

Можно надеть новогодний костюм с маской. Пусть ребенок сам выберет себе того персонажа, который ему понравится. И пусть рассказывает стихотворение от лица этого персонажа. Так Андрюша перевоплотится из обычного мальчика, например, в мишку, раскрепостится. И стихи будет рассказывать большой, веселый и смелый медведь, а не Андрюша, который этого делать не любит. После того, как мишка расскажет стихотворение, обязательно поинтересуйтесь, что он чувствовал. Понравилось ли ему слышать аплодисменты, раскланиваться перед зрителями. Можно рассказывать от лица нескольких разных героев. Например, мишка говорит бойко, низким голосом, а вот зайчик быстро, звонко и высоким голосом. Таким способом можно неоднократно и на разный манер, вживаясь в разные образы.

Рисуйте различные эмоции: грустные, веселые, удивленные, злые, расстроенные, добродушные рожицы и т.д. Очень полезно корчить рожицы перед зеркалом.

Читайте ребенку сказки или придумывайте их сами. Герои в сказках часто попадают в затруднительные ситуации, но потом с достоинством находят выход из них. Обсуждайте прочитанное с ребенком.

Чаще обнимайтесь, гладьте ребенка по голове, сообщайте ему, что он самая большая радость в Вашей жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Комментариев: 5
  1. Ольга

    Это и для взрослого человека тяжело — выступать перед аудиторией, некоторые опытные ораторы испытывают страх, выходя на сцену. Тем более для ребенка! Очень хорошие советы для родителей стестнительного ребенка!

  2. Наталья Кочеткова

    Все верно, главное не надо ребенка сравнивать с другими он такой, какой есть.

  3. Светлана

    Советы очень хорошие. Но мне кажется надо различать выступление на публике и просто общение с новыми людьми. Выступать боятся многие и общительные люди. Здесь нужна просто тренировка и применение описанных Вами методов. А что касается обычного общения с чужими людьми, то здесь тоже надо стараться больше общаться. Многие дети становятся общительнее по мере взросления

  4. ирина

    Некоторым просто не дано и все тут.. Заставлять выступать на публике тоже нельзя..

  5. Диана

    У почти такая проблема, сыну 4 года очень отзывчивый, умный, много знает стихов, умеет считать и т.д.,но как только в садике нужно сказать стихотворение то все, молчит иногда плачет, ни слова не говорит, не знаю что и делать, помогите пожалуйста, он единственный кто не хочет читать стихи, а в общих занятиях он занимается а как говорить одному то все, подскажите пожалуйста что делать, спасибо

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: