Ребенок гиперактивный – что делать родителям в этой ситуации

Большинство детей намного активнее и энергичнее взрослых. Они напоминают вечный двигатель – бегают, прыгают, покоряют высоты и пространства и задают множество вопросов, познавая мир. Это прекрасно и способствует развитию, однако если активность чрезмерная, сопровождается резкими сменами настроения, невозможностью сосредоточиться, то речь идет уже о гиперактивности. Как родители могут помочь такому ребенку?

Как проявляется гиперактивность

Далеко не все подвижные дети являются гиперактивными. Такой диагноз ставит невролог или психиатр на основе тестов, исследований и наблюдений не ранее 5-летнего возраста. При подтвержденной специалистом гиперакивности иногда назначается медикаментозная терапия, в некоторых случаях для улучшения состояния достаточно работы с психологом, нормализации взаимоотношений в семье и коррекции методов воспитания.

Проявлениями гиперактивности являются чрезмерная, бесцельная подвижность, суетливость, невозможность усидеть на месте и сосредоточиться на одном виде деятельности дольше 15 минут, несобранность, импульсивное поведение, эмоциональная неустойчивость, поверхностный беспокойный сон.

Сверхактивные дети неаккуратны, навязчивы, часто травмируются, шумят, не умеют подчиняться правилам, не реагируют на замечания и наказания, не доводят выполнение заданий до конца и забывают о порученных им делах.

giperaktivnyi_rebenok2

Когда такой ребенок идет в детсад или школу, ситуация обостряется. Гиперактивные дети обычно имеют хорошее интеллектуальное развитие, но не умеют сосредотачиваться и организовывать свою работу. У них возникают трудности в обучении, конфликты со сверстниками и педагогами, нарушения внимания и поведения становятся более выраженными.

Пик гиперактивности наблюдается в возрасте 5-10 лет, она значительно снижается у подростков, но импульсивность и невнимательность зачастую сохраняются даже у взрослых.

Воспитание гиперактивных детей

При воспитании гиперактивного ребенка нужно избегать как излишней мягкости, так и завышенных требований и жестких наказаний (как правильно наказывать ребенка, читайте здесь). Негативно сказываются также частая смена указаний и колебания в настроениях и требованиях родителей. Постарайтесь вести себя спокойно и доброжелательно, будьте едины в семейной линии поведения и воспитания.

Создайте вокруг ребенка постоянный и устойчивый домашний мир, избегайте чрезмерных эмоций и раздражителей, по возможности не ходите с ним в шумные места и большие компании, игры с детьми ограничивайте 1-2 партнерами. Придерживайтесь строгого и неизменного ежедневного режима дня.

giperaktivnyi_rebenokВсе правила должны быть понятными и простыми, запретов – минимальное количество с требованием неукоснительного выполнения. Обязательны похвала и поощрение за хорошее поведение, спокойное объяснение допущенных промахов и ограничение в любимых занятиях и играх за нарушение правил поведения.

Для сброса двигательного напряжения и развития координации движений гиперактивным детям необходимы физические нагрузки, но не профессиональный спорт. Не наказывайте их лишением движения – сидением на стуле или стоянием в углу. Часто и подолгу гуляйте, делайте зарядку, играйте в подвижные игры, оборудуйте дома спортивный уголок. Хорошим вариантом занятий будут верховая езда и плавание – они дают возможность двигаться, сбрасывая физическое напряжение, при этом расслабляют и снижают нагрузку на нервную систему. Найдите руководителя, который сможет понять особенности ребенка и установить с ним контакт.

Для расслабления подойдут также все виды игр с водой, песком, глиной, палочками, шишками и другими природными материалами. Давайте ребенку возможность снимать напряжение дома, на прогулке или в спортивной секции, иначе он будет «сбрасывать пар» в садике или школе.

Как выполнять учебные задания с гиперактивным ребенком:

  1. Занимайтесь в тихом месте, где ничто не отвлекает от упражнений.
  2. Не пытайтесь усадить. Таким ребятам легче думать в движении. Пусть стоит, ходит, приседает, если ему так удобнее.
  3. Каждые 10-15 минут делайте 5-минутный перерыв для выполнения небольшой зарядки или любой другой физической активности. Следите за концентрацией внимания – если устал раньше, то пора делать паузу, не допуская перевозбуждения.
  4. Одновременно давайте не больше одной конкретной и выполнимой инструкции.
  5. Материалы для занятий готовьте заранее, чтобы не терять время и внимание ребенка в поисках необходимого.
  6. Занимайтесь регулярно, в один и тот же час, постаравшись определить время наиболее эффективной работы. Будьте гибкими: если у ребенка по-настоящему неудачный день, урок лучше пропустить.

hyperactive

Работайте над навыками послушания и самоорганизации, развивайте чувство ответственности, способность к планированию и доведению дел до конца. Четко озвучивайте требования, каждое следующее задание давайте после выполнения предыдущего. Эффективно напоминают о необходимых делах памятки с изображением необходимых дел – например, зубной щетки, тарелки, учебника. Выполненные задания отмечаются ребенком специальной пометкой на этом же листе.

Для гиперактивных детей важны:

  • соблюдение ритуалов и традиций – постоянно повторяющиеся действия дают ощущение комфорта и стабильности;
  • четкое следование режиму – с дневным сном и довольно ранним укладыванием вечером;
  • ограничение нагрузок – избегание перевозбуждения, переутомления, слишком активных игр и бурных эмоций, особенно перед сном;
  • умеренная физическая активность – не нужно посещать сразу несколько секций или кружков.

Главным в воспитании ребенка с гиперактивностью являются внимательное и доброжелательное отношение, проявление безусловной любви – это повысит его самооценку и придаст уверенности в своих силах. Постоянство требований и режима, избегание отвлекающих и раздражающих факторов, предоставление возможности выбора, адекватная похвала и умеренные физические нагрузки также способствуют нормализации состояния таких детей и облегчению их адаптации в обществе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Комментариев: 1
  1. RMAU

    А что если ребенок гиперактивный дома занимаемся читаем книжки учим алфавит англ и русский знает в 4 года в садике тоже на занятиях постоянно сидит занимаевся выпадает свободное время начинает бегать говорят что не слушается. Воспитатели ему при других детях говорят что он плохой .домой приходИт и говорит что он плохой а плохим можно так себя вести.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: